Оценка – стимул к успеху
09.03.2020Самое главное поощрение и
самое сильное наказание
в педагогическом труде – это оценка
В.А. Сухомлинский
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является показателем результативности. Контроль и оценка выступают регуляторами этой деятельности, дают учащемуся и учителю информацию о том, насколько успешно идет процесс, какие существуют сложности. Актуальность вопроса оценивания деятельности учащихся не снижается и остается сложнейшей педагогической проблемой. Именно к этой проблеме и обратились учителя биологии на очередном заседании районного методического объединения, которое было организовано на базе ГУО «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка».
Актуализировать свои знания о методических принципах организации и осуществления оценочной деятельности учителя и учащихся на уроке учителя биологии смогли в процессе выступления Бондаревич Е.Л. учителя СШ №14 г. Полоцка. Учитель биологии СШ №1 Пашкова Н.А. более подробно остановилась на использовании приема обратной связи при организации оценочной деятельности.
Учебно-методический блок заседания был представлен мастер-классом «Методические приёмы формирования активной оценки», который провела для учителей биологии заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка» Недокунева Ирина Валерьевна.
На современном этапе важным компонентом становится способность учащихся к организации самостоятельной деятельности, к осуществлению рефлексивных действий в случае встретившихся затруднений, а для этого учащиеся должны знать критерии успешности (критерии оценки) – на что учитель будет обращать внимание при оценивании. Использование активной оценки предполагает этап определения критериев успешности. Участникам методического объединения было предложено разработать критерии успешности для самооценки учащихся при изучении темы «Тип Кольчатые черви» (8 класс). Наталья Федоровна Боборыко, учитель биологии Богатырской БШ, на этом этапе работы осуществляла методическую поддержку практической работы педагогов с использованием мультимедийной презентации.
Участники мероприятия посетили урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сердечно-сосудистая система» учителя биологии СШ №18 им. Е.Полоцкой Завадской Ирины Владимировны. Ирина Владимировна продемонстрировала коллегам владение приемами организации обратной связи, взаимооценки и самооценки (использование приемов «Светофор», «Кто сможет», ПОПС-формулы, взаимооценивания в парах и др.).
Коллеги отметили современный подход учителя при организации этапа целеполагания, практическую направленность содержания урока, методическую обоснованность использования электронных образовательных ресурсов. Применение интерактивных методов обеспечило эффективное взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем в процессе обучения, стимулировало учащихся к использованию полученного опыта в реальных жизненных ситуациях.
При подведении итогов методического мероприятия, все участники сошлись во мнении, что любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом его деятельности и поведения в будущем.
Ткачева Е.П., методист
ГУ «Полоцкий районный
учебно-методический центр»